АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Объявления

Гонка столетия

13.03.2013 | Просмотров: 1819

XX столетие стало не только веком мировых войн, атомной энергетики или женской эмансипации, но и эрой автомобильных гонок. За сотню лет их прошло немало, но звания «гонки столетия» удостоилась одна из самых первых – Great Race 1908 года. Телефонный звонок, раздавшийся утром 11 февраля 1908 года на складе готовой продукции компании Е. R. Thomas Motor Company в Буффало, штат Нью-Йорк, круто изменил судьбу простого автомеханика Джорджа Шустера. Звонил сам глава компании Эрнест Томас. Он потребовал срочно подготовить одну из непроданных машин, родстер Model 35, для участия в межконтинентальной гонке и к утру прибыть вместе с ним в качестве бортмеханика в Нью-Йорк. Шустера Томас выбрал наугад из списка персонала завода.

Люксовый Thomas Model 35 с мощным четырехцилиндровым 60-сильным бензиновым мотором был неплох для передвижения по мостовым больших городов, но для экстремального путешествия, мягко говоря, не годился. Машине увеличили клиренс, закрепили на раме дополнительные топливные баки, навесили на борта деревянные трапы, поставили кожаные фартуки вместо крыльев и сварили стальной каркас для тента. Правда, никому и в голову не пришло навесить боковые двери и установить лобовое стекло. Закончив погрузку автомобиля на железнодорожную платформу и едва успев попрощаться с семьей, Джордж Шустер запрыгнул на подножку ночного экспресса до Олбани. Он и не предполагал, что увидеть родной дом сможет только через полгода.

ШЕСТЬ ИЗ ТРИНАДЦАТИ

Организаторами международной автогонки от Нью-Йорка до Парижа выступили редакции французской газеты «Ле Матен» и американской «Нью-Йорк таймс». После триумфального завершения в 1907 году автомарафона Пекин-Париж идея о еще более грандиозном состязании носилась в воздухе. Бросок через континенты обещал стать невероятно интересным как для публики, так и для автокомпаний. И в наши дни преодоление 35 000 км по абсолютному бездорожью Америки, Аляски, Чукотки и Сибири представляется труднейшей задачей даже для специально подготовленных автомобилей, а уж сто лет назад… Достаточно сказать, что асфальт изобрели только в 1910-м, мировая дорожная система начала XX века представляла собой лабиринт из накатанных грунтовок и зимников, не нанесенных на карты, а сервисная сеть попросту отсутствовала.

01Маршрут, предложенный организаторами, впечатляет даже в наше время: после старта в Нью-Йорке за 22 дня экипажи должны были добраться по раскисшим дорогам до Тихоокеанского побережья Штатов, преодолев по пути Скалистые горы; затем по морю дойти до порта Валдес на Аляске и, проехав 1200 км через опаснейший перевал Нортон-Пасс и реку Танану до залива Нортон, по льду пересечь Берингов пролив. От устья Колымы – речным путем до Иркутска, а уже затем на «своих четырех» по утонувшим в грязи большакам караван должен был держать курс на Омск, Екатеринбург, Пермь, Нижний Новгород, Москву, Санкт-Петербург, Берлин. Финиш в Париже предполагался не позднее начала осени. В каждой из 135 контрольных точек маршрута капитаны экипажей должны были являться в местную телеграфную контору и отправлять депешу с точным временем прибытия. При этом телеграфист был обязан проверить водительскую лицензию отправителя и подтвердить идентичность его подписи.

Предварительные заявки на участие в гонке прислали 13 экипажей – из Франции, Италии, Германии и США. Правда, к 1 февраля ни одна из семи американских команд так и не предоставила чеки со стартовыми взносами в 500 долларов. Эрнест Томас публично оценил идею гонки как бредовую и заявил, что ни одна из машин не доедет даже до Чикаго. Только негодование президента Рузвельта и призыв Колгейта Холла, главы Американского автоклуба, заставили Томаса вспомнить о патриотизме и подтвердить участие Thomas Motor Company в пробеге. Остальные его соотечественники нашли веские причины для отказа. В итоге 12 февраля на линию старта на нью-йоркской Таймс-сквер явились лишь шесть экипажей.

За рулем Thomas, получившего прозвище Flyer («Летун»), сидел лучший гонщик заводской спортивной команды Монти Роберте, роль штурмана выполнял сменный водитель Харри Бринкер, а на заднем диване устроились репортер «Нью-Йорк тайме» Т. Уолтер Уильяме и уже знакомый нам механик Шустер. Команда Motobloc была представлена цирковым мотогонщиком и знаменитым автохулиганом Шарлем Годаром, механиком Артуром Уи и юным кинооператором Морисом Ливье. Другой французский экипаж, в составе Жоржа де Сент-Шафрэ, главного пилота и штурмана – норвежского полярника Хендрика Хансена – и его помощника Альфонса Отрана, восседал в De Dion Bouton. Третьим представителем Франции в гонке был несерьезный с технической точки зрения Sizaire Naudin Огюста Понса, Мориса Берле и Люсьена Декама.

Эта машинка имела одноцилиндровый двигатель мощностью всего 12 лошадок и парадоксальную коробку передач с прямым зацеплением шестерен на заднюю ось. Молодые итальянцы Джулио Сиртори, Антонио Скарфальо и Анри Гаага вышли на старт с 40-сильным автомобилем Brixia-Zust, а германский автопром представлял Protos, собранный на берлинском заводе компании Motorenfabrik Protos GmbH. Его экипаж возглавлял обер-лейтенант Ханс Кёппен, не умевший водить автомобиль. Место пилота должны были по очереди занимать опытные Ханс Кнапе и Эрнст Маас … Когда в студеном воздухе Таймс-сквер раздался выстрел судьи-стартера, тишину разорвали аплодисменты 250-тысячной толпы зрителей и рев моторов. Натянутые как тетива нервы пилотов бросили машины вперед, в Историю …

В НОВОМ СВЕТЕ

Приключения начались в первый же день. Лихач Понс заложил слишком крутой вираж на обледеневшей проселочной дороге близ городишка Пикскилл, штат Нью-Йорк, и вылетел в канаву. Таким образом, французы установили первый рекорд гонки, выбыв из нее уже через шесть часов после старта, – от удара у машины погнулась несущая рама, лопнул цилиндр и рассыпалась коробка передач. В «гонке столетия» представителям Франции вообще фатально не везло. Бесшабашный Годар несколько дней лидировал в общем зачете и, видимо, настолько «загнал» свой 30-сильный Motobloc, что тот буквально рассыпался на болты и гайки в Айове. Солидный De Dion, считавшийся самым подготовленным автомобилем из всей шестерки, сошел с дистанции во Владивостоке, успешно преодолев дороги Америки и Японии. Спонсор команды … продал машину китайскому коммерсанту, решив, что финансирование мероприятия становится для него слишком обременительным.

02Скепсис Эрнеста Томаса относительно возможности пересечь Штаты с востока на запад на автомобиле имел под собой веские основания. До 1908 года это удалось только девятерым смельчакам, лучший из которых затратил на путешествие две недели. Причем никто из них не решился на эту авантюру зимой. А зимы в Америке в начале века были удивительно суровыми. Немцы, французы и итальянцы предусмотрительно установили в салоны машин мощные печки, работавшие от выпускной системы двигателя. В открытом всем ветрам Thomas Flyer печки не было. Добравшись до родного Буффало, окоченевшие Роберте и Шустер загнали машину на завод, где в кожухе мотора на скорую руку были сделаны отверстия, через которые горячий воздух поступал в ноги передним седокам. Кроме того, экипаж переоделся в меховую одежду и обувь.

И все же езда по крепкому морозцу на скорости под 70 км/ч в автомобиле без крыши была, мягко говоря, некомфортной. Именно поэтому в Чикаго из команды дезертировал репортер Уильяме. В Сиэтле его заменил журналист Джордж МакАдам, мужественно преодолевший весь оставшийся маршрут до Парижа. Он ежедневно посылал сообщения в «Нью-Йорк тайме», пользуясь телеграфом, телефоном и даже голубиной почтой! Неподалеку от Чикаго «Летун» оправдал свое название. Машину занесло в глубокой колее и отбросило на несколько метров в высокий сугроб, который спас экипаж от смерти. Вытаскивать ее пришлось при помощи восьми фермерских тяжеловозов. В Вайоминге Робертса за рулем на время сменил опытный Э. Линн Мэтьюсон, хорошо знавший Скалистые горы. От Юты до Сан-Франциско Flyer пилотировал Харри Бринкер.

Ко всеобщему удивлению, немецкий Protos в Америке выступал довольно блекло. Блестяще продуманная и надежная машина никак не могла догнать шедший третьим французский De Dion. Как позднее вспоминал Ханс Кёппен, причиной тому были постоянные конфликты водителей Мааса и Кнапе. Решив не рисковать на ледяных перевалах Скалистых гор, 29 марта Кёппен снял скандальную парочку с гонки и нанял местного автолюбителя Орсона Снай-дера. Миновав горы, Снайдер покинул Protos с поломанной трансмиссией. Капитан De Dion Сент-Шафрэ посоветовал не умевшему водить Кёппену махнуть в Сан-Франциско на железнодорожной платформе, что тот и сделал, заказав предварительно необходимые запчасти и двух новых водителей. Из Берлина ответили, что Роберт Фукс и Каспер Нойбергер вовремя добраться до Америки не успеют и будут ждать машину во Владивостоке. Таким образом, у Кёппена практически не было выбора. Впоследствии совет француза вышел немцам боком. Организаторы гонки уже после финиша узнали об этом трюке и наказали Protos двумя штрафными неделями.

Тем временем лидировавший в гонке Thomas Flyer через 41 день 8 часов и 15 минут после старта в Нью-Йорке 27 марта 1908 года прибыл в Сан-Франциско, выигрывая у шедшего следом Zust целых восемь дней. Далее экипажу и машине следовало пароходом добраться до Сиэтла и оттуда, также морем, – до порта Валдес на Аляске. Харри Бринкер решил не продолжать путешествие, и измотанному Шустеру пришлось самому сесть за баранку. Восьмого апреля Flyer прибыл на Аляску. Беглый осмотр дорог и рассказы местных жителей убедили Шустера в том, что преодолеть больше 1000 км до Нома своим ходом невозможно. Он уже готовился разбирать машину на части и грузить их на собачьи упряжки, как ему принесли каблограмму из Нью-Йорка. В связи с тяжелыми метеоусловиями на Аляске и в Беринговом проливе маршрут гонки было решено изменить и отправить экипажи до Владивостока через Японию по морю. Шустеру пришлось возвращаться в Сиэтл …

ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ

Из Сиэтла Шустер с друзьями отправились в Йокогаму. По пути Flyer лишился фартуков колесных арок, а вся китайская команда судна по удивительному совпадению стала щеголять в новых сандалиях с толстой кожаной подошвой. В Японии Flyer несколько дней простоял в порту, дожидаясь высочайшего разрешения микадо на поездку по стране, а когда вопрос был решен, с бестолковым проводником на борту и огромными трудностями доплелся от Кобе до Цугару. Там изрядно потрепанную японскими колдобинами машину (ведь автомобильных дорог тогда в Японии не было) погрузили на пароход, и 17 мая американцы прибыли в Россию с пустыми баками. А там как раз бушевал топливный кризис.

03Почти чудом Шустеру удалось договориться о заправке с агентом немецкой торговой компании Kunst & Albers. Агент взял деньги, но заправлять Шустера не спешил, ссылаясь на то, что бензин подвезут лишь на днях. На самом деле немцы решили банально «кинуть» американцев из чувства патриотизма: Protos тоже было нужно топливо, а Кёппен считал Шустера своим главным конкурентом. Взбешенный Шустер пригрозил рассказать об этом в прессе, и проблема решилась. Сибирь встретила участников гонки полнейшим бездорожьем и мошкарой. Нелегко пришлось всем, но «гражданский» Flyer ломался чаще других. В пробитую коробку заливали вазелин вместо масла, латали чем попало трещины в корпусе, а вместо осей сточенных шестеренок использовали кованые гвозди. 21 мая американцы вышли к Байкалу и увидели отчаливший паром с Protos на борту – Кёппену со свежими водителями таким образом удалось опередить Шустера на сутки. Барахливший Ztist, подкошенный падением с моста в Айове, завяз где-то в таежной глуши …

На маршруте от Иркутска до Санкт-Петербурга Protos и Flyer буквально дышали друг другу в спину. В Перми у Шустера окончательно развалилась коробка передач. Новая ждала его в … Казани. 1400 км и две недели задержки позволили немцам вырваться далеко вперед. Итальянцы, донимаемые поломками, окончательно отстали, но упорно ползли к финишу. Вдобавок под Санкт-Петербургом они чуть не попали в тюрьму, насмерть задавив зазевавшегося ямщика. В итоге их признали невиновными и через три дня отпустили. Впрочем, дни для них уже не имели значения …

В Европе Кёппен, отлично знавший дороги Германии, сохранил трехдневное преимущество над Шустером и 26 июля прибыл в Париж. Flyer появился там лишь 30-го. На скорости 80 км/ч он ворвался в предместья столицы, но тут же был остановлен жандармом. Оказалось, что передвигаться с одной исправной фарой во Франции запрещено. Левую вдребезги разнес еще в Москве случайный голубь. У проезжавшего мимо велосипедиста Мак-Адам выторговал фонарь, но его не смогли открутить от рамы. Пришлось привязать велосипед на левый борт, прихватить его хозяина и в таком виде долететь до редакции «Ле Матен». Thomas Flyer официально финишировал в 18 часов 30 июля, через 169 дней после старта.

Соплеменники Кёппена уже праздновали триумф, когда в середине августа организаторы гонки заявили о пересмотре результатов. На команду Protos наложили двухнедельный штраф за злополучный железнодорожный вояж до Сан-Франциско, a Thomas Flyer, наоборот, получил двухнедельный бонус за путешествие на Аляску и обратно. В итоге, несмотря на бурные протесты немцев и лично кайзера Вильгельма II, победа в Большой гонке была отдана Flyer.

ЗАБЫТЫЙ ГЕРОЙ

«Нью-Йорк таймс» в репортажах всячески избегала упоминания о Джордже Шустере, ведь он числился простым механиком. Пренебрежение к нему выражалось почти неприкрыто. Но Джорджу было на это наплевать. Он мужественно вел машину в любую погоду и по любым дорогам. Ремонтировать капризный Flyer приходилось каждую ночь, придумывая невероятные выходы из тупиковых ситуаций. Не было ни обогревателя, ни крыши над головой – а зачастую и еды. В Маньчжурии, кишевшей в те времена разбойниками-хунхузами, грабившими всех без разбора, американцы несколько раз были на волосок от смерти. Джордж, в отличие от многих своих коллег и соперников, молча сносил все невзгоды. Лишь однажды, уже будучи на западной границе России, он возмутился предложением Томаса прислать для прохождения финишного участка гонки Монтегю Робертса. Босс вынужден был отступить, а вот сам Роберте до конца своих дней был обижен на Джорджа …

Вопреки ожиданиям Америка не слишком жаловала своего героя. Он так и не получил обещанные 1000 долларов за победу в гонке от Американского автоклуба. Только через 60 лет, на торжественном банкете, посвященном юбилею гонки, представители «Нью-Йорк таймс» исправили несправедливость и вручили 95-летнему Джорджу заветный чек. Шустер принял его, горько сказав, что тысяча в 1908-м от тысячи в 1968-м отличается так же, как нынешние автомобили от прежних. Эрнест Томас отказался заплатить Джорджу 10 000 долларов в виде заработной платы, командировочных и сверхурочных за шесть месяцев круглосуточной работы. Томас пожаловался, что гонка и обслуживание машины и так влетели в сто тысяч. Единственное, что он сделал для Шустера, – пообещал тому пожизненную хорошо оплачиваемую работу гонщика и механика в спортивной команде его компании – но по иронии судьбы та разорилась уже через четыре года, когда на рынке появилась недорогая «Жестяная Лиззи» Генри Форда.

Джордж Шустер прожил очень долгую жизнь, написал о «гонке столетия» несколько книг и умер в 1972 году в возрасте 99 лет. В 1965 году по мотивам описанных событий режиссер Блейк Эдвардс снял комедию «Большие гонки» с участием Тони Кёртиса и Джека Леммона, имевшую успех во всем мире. Красной нитью в ее сюжете проходит забавное соперничество карикатурного технозлодея профессора Фейта и элегантного красавчика Лесли. Разумеется, ничего подобного в реальной гонке не было. Люди боролись не друг с другом, а с природой и пространством. И, ко всеобщему удивлению, победили – даже те, кто формально не попал в список призеров. Большая гонка 1908 года, или «гонка столетия», как ее окрестили газетчики, дала мощный толчок развитию мирового автопрома и множества смежных отраслей. Этот межконтинентальный пробег, так и оставшийся непревзойденным по длине маршрута, ознаменовал начало новой, автомобильной эры в истории человечества.

Новости по теме
Эксперт: Казахстанцы пересядут на дешевые китайские автомобили Эксперт: Казахстанцы пересядут на дешевые китайские автомобили
Казахстан будет поставлять в Россию автомашины двух марок Казахстан будет поставлять в Россию автомашины двух марок
Казахстанские автосалоны резко взвинтили цены на машины Казахстанские автосалоны резко взвинтили цены на машины
В России модель Skoda Rapid будет предлагаться с увеличенной гарантией В России модель Skoda Rapid будет предлагаться с увеличенной гарантией
Ford объявил об отзыве почти 10 000 автомобилей Ford объявил об отзыве почти 10 000 автомобилей
Такси и школьные автобусы пустили на выделенные полосы в Москве Такси и школьные автобусы пустили на выделенные полосы в Москве
Десятки людей в Лондоне дружно подняли двухэтажный автобус, спасая моноциклиста (ВИДЕО) Десятки людей в Лондоне дружно подняли двухэтажный автобус, спасая моноциклиста (ВИДЕО)
Nissan готовит премьеру модели Lannia (ВИДЕО) Nissan готовит премьеру модели Lannia (ВИДЕО)
Белорусские гаишники провели спецоперацию по задержанию телеги с конем Белорусские гаишники провели спецоперацию по задержанию телеги с конем