АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Объявления

Про «АВВА», «ВАЗ» и про всех нас

30.04.2013 | Просмотров: 904

Кое-что из истории создания российского народного автомобиля. Жизнь Бориса Березовского наверняка останется в новейшей истории как символ необузданного российского «неокапитализма». И потому его смерть – повод вспомнить лихое «отрочество» нашей так называемой рыночной экономики. В частности – первые «пробы сил» отечественного автопрома на ниве «расширенного товарного производства».

Березовский – член ВЛКСМ и КПСС, инженер и доктор наук, затем удачливый авантюрист и бизнесмен, медиамагнат и доверенное лицо семьи президента Бориса Ельцина, наконец – опальный олигарх и разорившийся эмигрант сумел выразить свое время.

Будущий «серый кардинал российской политики» не был выходцем из какого-нибудь могущественного советского министерства, как не был он поначалу и кооператором или простым «челноком». Он предпочел проявить свои способности на тольяттинском автогиганте. И не прогадал: руководство предприятия как раз нуждалось в смекалистом коммерсанте «новой волны». В итоге всего за год такого сотрудничества Березовский стал долларовым миллионером, а завод понес колоссальные убытки.

Бизнес-карьера Березовского на «АвтоВАЗе» началась в конце 1989 года. Математик, скромный доктор наук, он помогал внедрять на заводе новую систему программирования. Однако скоро придумал, как подняться на волне зарождающегося в России автомобильного бума. Для этого начинающий предприниматель организовал акционерное общество «ЛогоВАЗ», которое стало одним из многочисленных дилеров тольяттинского завода. Вот только работала фирма по весьма оригинальным финансовым схемам.

Например, «ЛогоВАЗ» умело использовал государственное стимулирование экспорта. Предприятие получало у завода машины якобы для отправки за рубеж. При этом отсрочка платежа составляла один год (для обычного дилера – только 20 дней). Полученные автомобили, естественно, уходили за границу только на бумаге. А спустя пару месяцев «возвращались» – мол, не хотят иностранцы ездить на «Жигулях». После этого «реэкспортные» авто реализовывались на внутреннем рынке. Годовая инфляция (с заводом «ЛогоВАЗ» рассчитывался по старой цене) позволяла фирме работать с дивидендами в 300 процентов. Такие цифры прибыли знакомы разве что наркобаронам.
Быстро приобретенные тесные связи с руководством предприятия позволили Березовскому реализовать и менее изощренную схему. «ЛогоВАЗ» стал брать у завода машины с беспрецедентной скидкой – в 30 процентов и беспрецедентной же отсрочкой – полгода. Автомобили дилер не спешил продавать: всего два-три месяца ожидания и рыночная стоимость авто из-за инфляции увеличивалась в полтора раза. Спустя год оборот компании Березовского достиг 250 миллионов долларов, а «ЛогоВАЗ» стал крупнейшим дилером продукции «АвтоВАЗа».

Естественно, подобные схемы автозаводу, мягко говоря, на пользу не пошли. Но правовая оценка «деловой активности» начинающего олигарха была дана значительно позже – только в 2009 году, когда Красногорский городской суд заочно (Березовский к тому времени уже покинул пределы России) приговорил его к 13 годам лишения свободы по статье «мошенничество». А власти Самарской области подали на Бориса Абрамовича в лондонский суд с требованием взыскать с него почти миллиард рублей. Любопытно, что чиновники даже объявили тендер: любой, кто смог бы отсудить эти деньги у Березовского, получил бы 15 процентов от суммы. Но желающих «почему-то» не нашлось.
Дела с «АвтоВАЗом» приносили будущему олигарху немалую прибыль, но его амбиции шли дальше – в 1993 году Борис Березовский основывает и становится генеральным директором «Автомобильного всероссийского альянса», сокращенно – «АВВА». Цель перед собой альянс ставит грандиозную: создать российский народный автомобиль – такой же массовый, как, например, «Фольксваген-Жук», да к тому же качественный и дешевый.

Проект попал в точку – напуганные лихими девяностыми годами российские граждане ждали вестника добрых перемен. Идея народного автомобиля, который стал бы символом экономического возрождения страны, а также примером международного сотрудничества (совместное предприятие «АвтоВАЗа» и GM), пользовалась небывалым успехом.
Кроме того, это был первый «демократический» промышленный проект, созданный и работающий на деньги граждан. Такой подход очень понравился президенту Борису Ельцину. Он освободил предприятие от таможенных пошлин и предоставил ему налоговые льготы. А Banque Nationale de Parts предложил кредитную линию на 150 миллионов долларов!

Шумиха вокруг «народного» проекта во многом и сделала Бориса Березовского фигурой государственного масштаба – промышленником, пекущимся о будущем страны, «инновационным», как бы сейчас сказали, предпринимателем, использующим передовые экономические методы. «Если Россия не хочет стать страной третьего мира, она должна создать мощную промышленную базу», – заявлял он.
Успех поначалу был ошеломляющим: после начала продаж в декабре 1993 года ценные бумаги «АВВА» обогнали в ликвидности даже ваучер. Ими торговали на улице и в метро. Сертификат объявлялся бессрочным – после постройки завода по выпуску народных автомобилей любой держатель бумаги мог бы (согласно декларации) обменять ее на акции или наличные деньги. Всего российские граждане накупили ценных бумаг «АВВА» на 50 миллионов долларов.

Однако спустя несколько месяцев проект стал разваливаться. Первым из соглашения вышел концерн General Motors – из-за коррупции в Тольятти. Затем было объявлено, что поскольку собранных средств на строительство завода все равно не хватит, деньги будут использованы для других инвестиционных проектов – поскромнее. В результате к осени 1994 года бумаги «АВВА» обесценились.
Но был ли проект «народный автомобиль» сознательно выстроенной финансовой пирамидой, по типу набиравших в то время силу «Властилины», «МММ» или «Русского дома Селенга»? Эксперты утверждают, что был. Но сам Борис Березовский до конца это отрицал. По его словам, собранные деньги «съедала» с каждым днем прогрессирующая инфляция, а вкладчикам просто не нужно было поддаваться панике!

Так закончилась история о российском народном автомобиле. По крайней мере, ее первая часть. Продолжение, как говорится, следует.

Александр ЛОСКУТОВ



Источник: www.kaliningradka.ru
Новости по теме
Эксперт: Казахстанцы пересядут на дешевые китайские автомобили Эксперт: Казахстанцы пересядут на дешевые китайские автомобили
Казахстан будет поставлять в Россию автомашины двух марок Казахстан будет поставлять в Россию автомашины двух марок
Казахстанские автосалоны резко взвинтили цены на машины Казахстанские автосалоны резко взвинтили цены на машины
В России модель Skoda Rapid будет предлагаться с увеличенной гарантией В России модель Skoda Rapid будет предлагаться с увеличенной гарантией
Ford объявил об отзыве почти 10 000 автомобилей Ford объявил об отзыве почти 10 000 автомобилей
Такси и школьные автобусы пустили на выделенные полосы в Москве Такси и школьные автобусы пустили на выделенные полосы в Москве
Десятки людей в Лондоне дружно подняли двухэтажный автобус, спасая моноциклиста (ВИДЕО) Десятки людей в Лондоне дружно подняли двухэтажный автобус, спасая моноциклиста (ВИДЕО)
Nissan готовит премьеру модели Lannia (ВИДЕО) Nissan готовит премьеру модели Lannia (ВИДЕО)
Белорусские гаишники провели спецоперацию по задержанию телеги с конем Белорусские гаишники провели спецоперацию по задержанию телеги с конем